Колядина Марина Сергеевна, музыкальный руководитель
«Пальчиковая гимнастика для детей младшего возраста».Уважаемые родители сегодня я хочу познакомить вас с пальчиковой гимнастикой для детей младшего возраста. Это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. Сначала все упражнения выполняйте медленно. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. И так, начнем……. «Прилетели гули» Прилетели гули,
Данная гимнастика выполняется по подсказке, ритмично проговариваем потешку. Можно также посадить игрушку, чтобы малыш показал ей упражнение, например зайчика. Данную игру необходимо повторить несколько раз. Если игра понравилась ребенку можно предложить показать ее остальным членам семьи. «Шаловливые пальчики». Ребенок, подняв ладошки играет, играет растопыренными пальчиками. Потом пальчики прячутся – дети сжимают и разжимают кулачки. Повторяем несколько раз: «Играют-прячутся, играют-прячутся». Выполнять упражнение можно постепенно ускоряя темп. В конце упражнения обязательно похвалите ребенка. Сейчас наши пальчики отдохнут, а мы приготовимся к новой гимнастике для пальчиков: Бабушка очки надела. Бабушка очки надела и внучаток разглядела. Соединяем большой и указательный палец каждой руки отдельно в «Колесико», прикладываем к глазам и смотрим в «очки». Затем встряхиваем кисти рук и делаем очки из большого и среднего пальцев. Выполняем упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Вы можете посмотреть на малыша и спросить, хорошо ли ему видно в очках? Не торопите детей, если у них это не сразу получается. Обязательно встряхивайте кисти рук, чтобы сбросить мышечное напряжение. «Тики-так» Все пальцы собраны в кулачок. (Произносим высоким голосом): Тики-так, тики-так, Указательные пальцы поднимаем вверх и ритмично покачивать ими Так ходики стучат. вправо-влево. (произносит в среднем регистре): Туки-так, туки-так, Пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг к Так колёса стучат. другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг о друга (или широко раздвинув пальцы, покачать руками вправо-влево). (произносит низким голосом): Туки-ток, туки-ток, Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку. Так стучит молоток. Упражнение необходимо выполнить несколько раз, ведь в нем мы развиваем чувство ритма малыша. Начинать игру можно очень медленно, постепенно ускоряя темп. Продолжаем нашу гимнастику. «Мы платочки постираем» Предложите ребенку постирать платочки. Например, мы можем постирать платок для куклы. Мы платочки постираем Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку. Крепко, крепко их потрём, А потом повыжимаем, Выполнять движение «выжимаем бельё». Мы платочки отожмём. А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх- Так встряхнём, так встряхнём. вниз. А теперь платки погладим, Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по Мы погладим утюгом. ладони другой. А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой. И все дружно в шкаф положим. Положить руки на колени. Наша бабушка идет. Наша бабушка идет И корзиночку несет. Села тихо в уголочек, Вяжет деточкам чулочек. Вдруг котята прибежали и клубочки подобрали. Где же, где ж мои клубочки, Как же мне вязать чулочки? Хлопаем ладонями по коленям поочередно левой и правой руками. Затем пальцы расставить и соединить их с пальцами другой руки. Положить руки на колени. Выполнить движение, имитирующее движение на спицах. Мягкими кистями рук выполнять движение кошечка. Развести руки в стороны и выполняем движение вязание на спицах. Предложите ребенку показать потешку остальным членам семьи дома. Можно также проговаривать упражнение перед игрушками, которыми играет ваш ребенок. Кот Мурлыка. Вот кот мурлыка ходит, Он все за мышкой бродит. Мышка. Мышка, берегись, Смотри коту не попадись. А-а-а-м! Легкими свободными кистями выполняем движение кошечка. Затем погрозить пальчиком левой и правой руки. Сделать резкое движение пальцами обеих рук (кошечка) и сжать в кулаки. Можно объяснить ребенку, какой был кот: большой и ленивый или быстрый и ловкий, поймал он мышку или нет? Обязательно похвалите ребенка, если он ответил правильно. Сорока. Сорока-белобока кашку варила, Детишек кормила. Этому дала – 5 пальцев. Этому не дала: ты воды не носил, дров не рубил. Скрестить кисти рук и помахать ими, широко разведя пальцы. Указательным пальцем правой руки выполняем круговые движения по ладони левой руки. Перевернуть ладошку левой руки, пальцы широко разведены. По очереди загибать пальчики. Погрозить указательным пальцем правой руки. Если у ребенка не получается загибать пальчики по очереди, можно удерживать его пальчики. Семья. Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, А этот пальчик я. А это вся моя семья! Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки, до указательного, до среднего, до безымянного, до мизинца. Затем выполнить движение фонарик или пожать ладонь левой и правой руки. Данную потешку можно рассказать малышу низким голосом – про медвежью семью, а затем высоким голосом – например про заячью семью. Две тетери. Как на нашем на лугу стоит чашка творогу, прилетели две тетери, поклевали-улетели. Пальцы широко расставлены, легкие движения вверх-вниз кистями рук, ладонями вниз. Соединить перед собой руки и сделать круг. Помахать кистями рук, как крыльями. Соединить на обеих руках большой и указательный пальцы. Помахать руками. Коза. Идет коза рогатая, идет коза бодатая. Ножками топ-топ. Глазками хлоп-хлоп. Кто кашу не ест, Кто молоко не пьет – Того забодаю, забодаю, забодаю! Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты. Большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы выставлены вперед. Покачивать кистями рук. Пальцы сжаты в кулаки. Постучать кулачком по кулачку. Большой палей внизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединять большой палец с остальными. Погрозить указательным пальцем правой руки. Погрозить указательным пальцем левой руки. Выполнить первое движение коза. Когда ребенок уже будет знать потешку, можно ее будет показать сначала без слов, чтобы он узнал про кого она. Обязательно нужно ребенка похвалить. Овечки. На лугу стоят овечки, Шерсть закручена в колечки. А играет для овечек на свирели человечек. Указательные пальцы приложить к голове в области виска (сделать маленькие ушки) и покачать слегка головой. Поочередно соединять с большим пальчиком указательный, средний. Безымянный и мизинец (выполнять сразу двумя руками). Имитировать игру на дудочке. Покажите малышу простую дудочку и предложите ему поиграть на ней. Пальчики во время игры на ней должны быть подвижные. Жук. Жук летит, жук жужжит И усами шевелит. Пальцы сжаты в кулаки. Большой палец и мизинец выпрямлены, шевелить ими. Просто прикасаетесь к пальчику и говорите: «Здравствуй, пальчик, выходи. На Катю (называете имя своего ребенка) погляди. Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.) Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка». (Выпрямляете пальчик.) Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью. «Мышка мыла мышам лапку, каждый пальчик по порядку. Вот намылила большой, сполоснув потом водой. Не забыла и указку, смыв с нее и грязь, и краску. Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно». Котёнок «Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик) Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика) Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика) Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову) У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика) На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой) Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков) Нужно быстро убегать!» (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности) Курочка «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам) А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками) Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком) Лапками гребите (загребаем ручками, Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки) Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук) Выпили водицы полное корытце» (показываем как черпаем воду и пьём) . Апельсин «Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает) Много нас – а он – один Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке) Эта долька – для чижа Эта долька – для котят Эта долька - для утят Эта долька - для бобра А для волка – кожура!» (встряхиваем обе кисти) Гости «К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу) Все друг другу руки жали. Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики) Здравствуй Жанна, (большой и средний) Рад Серёжа (большой и безымянный) Рада Снежана (большой и мизинец) Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе) Может коржик (показываем 2 открытые ладошки) Иль рожок( 2 кулачка ставим друг на дружку) Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку) Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки!» Домик «Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой) Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками) Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев) И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук!» (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой) Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик) «Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками) Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику) Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам) Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу) Если дам иголки - съедят меня волки!» (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку) Замок «На двери висит замок (руки в замке) Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая) Потянули, (потянули) Покрутили, (вращаем руки) Постучали (стучим основанием ладоней) И – открыли! (руки разжимаются)» Котик (выполнять действия по смыслу) «Котик лапкой умывается Видно, в гости собирается Вымыл носик. Вымыл ротик. Вымыл ухо. Вытер сухо». Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть.
17 января 2025 в 10:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.